Речевая готовность к школе
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Она предполагает:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. Дети могут смешивать, заменять, не дифференцировать схожие по звучанию или артикуляции фонемы (звуки) (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Эти недостатоки устной речи найдут отражение на письме и приведут к дисграфии – нарушению письменной речи и дислексии – нарушению чтения, так как младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят.
3. Готовность к звуковому анализу и синтезу слов. Умение выделять первый, последний звук в слове, определять наличие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, делить слова на слоги, составлять слова из слогов и звуков. (Например, ребенок должен определить, сколько звуков в слове слива, назвать первый звук, охарактеризовать его (гласный или согласный, твердый согласный или мягкий), назвать и охарактеризовать последующие звуки, разделить слово на слоги, определить количество слогов. Ребенок должен уметь осуществлять синтез слов из слогов (Пример задания для ребенка: какое слово получится: ма – ши – на)
и из звуков (Какое слово получится: р – у – к – а)
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных. Наибольшую трудность у детей вызывает образование относительных прилагательных (сумка из кожи – кожаная, матрешка из дерева – деревянная) и притяжательных (лисий, заячий, медвежий)
5. Сформированность грамматического строя речи: умение грамматически правильно изменять различные части речи, согласовывать прилагательные, числительные с существительными, правильно употреблять предложно-падежные конструкции (типичные ошибки детей: Ручка упала из стола (со стола). Мальчик выглядывает за дерева (из-за дерева). И т.д.)
6. Связная речь (умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, рассказ-описание, творческий рассказ, владеть пересказом). Хорошо развитая устная связная речь является основой для хорошо развитой письменной связной речи (сочинения, изложения).
Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвращая трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Советы родителям:
- не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка; не перегружайте его речевыми занятиями; игры и упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту;
- при общении с ребёнком следите за своей речью; говорите с ним не торопясь; звуки и слова произносите чётко и ясно; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните; Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, у ребенка должен быть образец правильной речи.
- не подделывайтесь под детскую речь; не злоупотребляйте уменьшительно — ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие;
своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи; будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, не ругайте, самое лучшее — тактично и ненавязчиво поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напомните ему «Говорить надо внятно, чётко, не спеша». Создавайте в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; осуществляйте позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
- не оставляйте без ответа вопросы ребёнка; и не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»
- обязательно читайте вслух! Обсуждайте прочитанное.
- развивайте мелкую моторику рук ребёнка. Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова.
Желаем успеха вам и вашим детям!
Источник: Колесникова Е.В. Готов ли Ваш ребенок к школе? Тесты. М.: Ювента, 2018