Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Особенности развития познавательных процессов у детей с нарушениями психического развития (трудности в обучении)

Дата: 22 марта 2021 в 13:41, Обновлено 24 октября 2023 в 11:34
Автор: Кишко А. В.

Особенности развития познавательных процессов у детей с нарушениями психического развития

(трудности в обучении)

1. Особенности внимания: неустойчивость, снижен объём, концентрация, избирательность и распределение. Для детей с нарушениями психического развития характерна рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость.

2.Для детей с НПР характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Процесс восприятия у детей данной категории несколько затруднен: снижен его темп и объем, недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, перечеркнутых (зашумленных) или наложенных друг на друга изображений предметов.  

3.Память. Снижена продуктивность запоминания; ограничение объема памяти и снижение ее прочности. Наблюдается большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, нарушение кратковременной памяти. В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. При запоминании  стихов дети переставляют или убирают слова из текста, не чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

 4. Мышление. Детям с НПР требуется многократное повторение инструкций и оказание некоторых видов помощи при выполнении заданий. Отмечается подражательный характер деятельности детей с НПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов. Особенности мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста:

- низкая познавательная активность, слабость мыслительных процессов,

- боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания,

- отсутствие познавательного интереса (ребенок не желает учиться, ставить перед собой определенную цель познавательного характера и т.д.),

- нарушение динамических сторон мыслительных процессов,

- несформированность умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Детям данной категории  с трудом дается выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой выбор», «4 лишний», «Чем похожи и чем отличаются», «Назови одним словом».

- у дошкольников данной категории позднее, чем у их нормально развивающихся сверстников, формируется словесно-логическое мышление: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а производят процесс обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным признакам; сравнивая предметы дети сравнивают по случайным признакам, затрудняясь даже в выделении признаков различия; сложности в создании целого из частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

- в целом, замедлен процесс формирования мыслительных операций.

5. Речь. Многим детям с НПР присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Нарушение речи носят системный характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с НПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению. Недостаточно сформирован фонематический слух, лексика и грамматика. Отмечаются трудности в понимании сложных инструкций.

         Основной целью коррекционно – педагогической работы с дошкольниками с НПР является формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций познавательной активности каждого ребенка.

Компенсация нарушений возможна при комплексном подходе всех специалистов дошкольного учреждения к изучению, обучению и воспитанию детей с НПР.

Рекомендации родителям

1. Сотрудничество специалистов  и родителей – основа успешного обучения и  воспитания. Анализ, планирование, прогноз, действия- путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, особенностей поведения и вызванных ими затруднений.

2. Работа с ребенком, имеющим нарушении в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие.

3. Коррекционное воспитание и обучение имеет своей целью формирование психических функций ребенка и обогащение его практического опыта наряду с преодолением имеющихся нарушений моторики, речи, сенсорных функций, поведения и др. Специальное воспитание и обучение направлено на предупреждение возможных вторичных отклонений, которые могут появиться из-за своевременно непреодоленной недостаточности по подготовке детей к обучению и к жизни в обществе.

     В работе с детьми использовать короткие игровые задания, чтобы увеличить возможность увидеть результат и дать положительную мотивацию. Дети любят игры типа: «Выдели предметы» (одни кружком, другие квадратом), «Найди лишний предмет», «Обведи по цифрам»(в пределах знаний детей). В построении занятий используйте принцип посильности занятий для данного возраста, постепенности усложнения материала.

    Примерные тренировочные упражнения, рекомендуемые для использования на занятиях: 1) Беседа, ответы на вопросы; 2) Упражнения на развитие внимания: «Запрещенное слово», «Запрещенное движение», и др. 3) Упражнение «Точки». Игра «Что изменилось?». Зачеркни нужные буквы. Зачеркни букву О. Обведи в круг цифру «5». 4) Зачеркни нужные буквы. Зачеркни нужные квадраты. Раскрась нужные предметы. Выполни задание по образцу. «Отыскивание чисел». 5) Чем отличаются картинки? Раскрась буквы – красным, цифры – зеленым, знаки – желтым. Игра «Кто самый внимательный?». 6) «Проследи за направлением». Догадайся, к каким домикам ведут дорожки? Проверь, есть ли ошибки в игре «Домино». 7) «Запомни и назови». «Что исчезло?». «Что изменилось?».

     Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух.

    Таким образом, что самое главное любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие как в дошкольном учреждении, так и дома.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/059f/00065ab6-8636e87f/img17.jpg

Подготовил учитель-дефектолог Харловская О.В. по материалам интернет-ресурса: https://nsportal.ru

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.